Всемирная организация здравоохранения изучила ситуацию с антибиотикорезистентностью.
Согласно исследованию, к ряду антибиотиков устойчивы до 99% инфекций! Причем хуже всего ситуация в бедных странах. Россия в исследовании предпочла не участвовать.
Исследование проводили в странах Северной и Южной Америки, Европе и Африке. Как показали полученные результаты, устойчивость бактерий к антибиотикам все-таки зависит от материального благополучия населения. Казалось бы, чем богаче страна, тем больше там пьют антибиотиков, тем выше к ним устойчивость бактерий, тем хуже действуют лекарства.
Но оказалось все наоборот — бедные страны продемонстрировали наивысшую устойчивость к антибиотикам! И это при том, что большая часть населения этих стран не пьет антибиотики — денег нет.
Откуда же тогда устойчивость к антибиотикам? Врачи этот феномен объясняют просто — чем беднее страна, тем выше распространение инфекций. А значит, разнообразнее мутации бактерий в популяции и сильнее их устойчивость к внешней среде.
Итак, одним из самых неэффективных антибиотиков в мире оказался ампициллин — к нему даже в Европе устойчивы до 50-80% бактерий.
Из зараз самой устойчивой к антибиотикам оказалась гонорея — в Греции 82% больных.
Непросто, оказывается, сегодня вылечить даже понос. В Греции пациентов, зараженных шигеллой (вызывающей преимущественно диарею и даже дизентерию), лечили четырьмя антибиотиками. В итоге три из них показали неэффективность. Самой устойчивой к антибиотикам страной оказалась Республика Малави, расположенная в Южной Африке, население республики — 17,5 млн человек, а среднемесячный доход — 70 долларов.
Пациентов этой страны лечили от кишечной палочки эшерихии коли шестью антибиотиками — в итоге пять из них оказались неэффективными. Причем устойчивость к ампициллину в этой стране дошла до 99%! От сальмонеллеза малавийцев пытались вылечить четырьмя антибиотиками — устойчивость к трем из них оказалась равна 70-85%.
Но почему же совсем другие результаты были получены, например, в Норвегии? От эшерихии коли здесь лечат девятью антибиотиками. Самый неэффективный — опять же ампициллин, но устойчивость к нему составляет вовсе не 99%, как в Африке, а всего лишь 45%. Шесть антибиотиков из девяти практически не вызывают антибиотикорезистентности у норвежцев, и их эффективность в этой стране достигает 95-100%.
Похожая ситуация с сальмонеллезом — три из четырех антибиотиков смогли излечить 98-100% пациентов. То есть антибиотики в Норвегии почти в 100 раз эффективнее, чем в одной из самых нищих стран в мире!
От стафилококка норвежцев лечили теми же антибиотиками, что и малавийцев, однако эффективность оказалась не 20, а 99%.
«Возможно, дело не в антибиотикорезистентности, а в том, что в Африке не такой штамм, как в Европе, — комментирует кандидат медицинских наук Олег Белый. — При этом большинство лекарств разрабатывается в Европе, а значит, они ориентированы на европейские штаммы. К тому же многое зависит от расы. Так, одни ферменты действуют на африканца, а на китайца не действуют. Одни нации переносят молоко или глютен, другие не переносят. Переносимость у одних может быть 10%, у других — 90% населения».
Олег Белый не считает антибиотикорезистентность глобальной проблемой человечества: «Взять тот же сифилис — он уже много десятилетий успешно лечится пенициллином, а гонорея, например, пенициллином не лечится. При этом никакой устойчивости у сифилиса к пенициллину не возникает: все новые препараты против сифилиса — это тот же пенициллин, только в новой форме, обернутый в более дорогую упаковку».
Аделаида Сигида.
REX/FOTODOM